войти через Google+ войти через VK
Особняк Матильды Кшесинской | Санкт-Петербург
10.06.2018 229
изображение: InfaGrad.ru

Особняк Матильды Кшесинской | Санкт-Петербург

Особняк Матильды Кшесинской в Санкт-Петербурге (улица Куйбышева (Большая Дворянская ул.), д. № 2—4 / Кронверкский проспект, д. № 1) — памятник архитектуры в стиле модерн в Санкт-Петербурге. Особняк построен в 1904—1906 годах в стиле «северный модерн» по проекту архитектора А. И. фон Гогена для балерины Матильды Кшесинской. В оформлении интерьеров участвовал архитектор А. И. Дмитриев.



История этого дома тесно связана с именем Матильды Кшесинской - знаменитой балериной и светской львицей тех лет. Матильда Кшесинская приобрела этот участок земли.в 1904 году. В то время у нее подрастал сын и прежний дом, на Английском проспекте, подаренный Николаем II, стал ей тесен. Не желая оглашать свое имя по известным причинам, первоначально Кшесинская оформила землю на посредника - дворянина Александра Коллинга. Проект и создание дома были поручены модному в то время академику архитектуры Александру Ивановичу Гогену.

Здание выполнено в стиле северного модерна, большая его часть расположена в саду. Окна всех жилых комнат выходят на юг и лишь лестница, вестибюль и уборная – на север. Внешний вид здания не отличается роскошью и вместе с тем, оно импозантно и интересно своей асимметричной композицией. Мы видим разную высоту отдельных звеньев и разную ширину окон. Дом украшает ажурная ограда, беседка-ротонда и палисадник.

Огромные зеркальные окна выходят на Кронверкский проспект и Петропавловскую крепость. У стен обитая шелком белая мебель. В сторону Невы зал замыкается полукруглым выступом, в котором раскинулись громадные пальмы. По камням живописного грота струятся серебристо-голубые ленты воды. За изящной стеклянной дверью множество драпировок из дорогих бархатных тканей. Три массивные двери ведут из зала во внутренние комнаты дворца.



Расположение и оформление комнат выбирала сама балерина. В его интерьерах, согласно ее замыслу, присутствуют все европейские архитектурные направления, Так, для зала она выбрала стиль ампир, для углового салона - стиль Людовика XVI. Спальня была оформлена в английском стиле, а столовая и соседний с ней салон – в стиле модерн. Особой гордостью Матильды были две ее гардеробные, в одной из них хранилась одежда танцовщицы, а в другой – театральные костюмы.

В подвале находился винный погреб и небольшая столовая, в которой после спектаклей на ужин приходили друзья. В доме собирался высший свет Петербурга, здесь часто проводили время актеры петербургских театров, в том числе звезды балета, среди которых были Айседора Дункан и Анна Павлова, бывали в нем и великие князья из рода Романовых.

Дворец был меблирован и освещен по парижскому каталогу. Он поражал утонченной роскошью и уютом интерьеров, смелым и неожиданным сочетанием новых и традиционных отделочных материалов, живописной асимметричностью наружных деталей и свободной внутренней планировкой.

Прислуга жила с светлых удобных комнатах, а обедала в просторной столовой. Чтобы сын Володя мог каждый день пил парное молоко, при доме держали корову. Была также и толстая любимая сыном свинья, а в самом доме жила козочка, с которой Матильда выступала в балете «Эсмеральда».

С началом февральских событий 1917 года, опасаясь за жизнь сына и свою жизнь, балерина была вынуждена покинуть любимый дом. 28 февраля большевики заняли особняк Кшесинской, вывезли из него все ценности, испортили мебель и ковры. Интерьеры были разграблены и разрушены. За несколько дней от великолепного убранства не осталось и следа.

После Октябрьской революции до 1938 года в особняке размещались учреждения Петросовета, Институт общественного питания, ленинградское отделение Общества старых большевиков. В 1938—1956 годах — Музей С. М. Кирова (в 1956 году переведён в «Дом Бенуа» на Каменноостровском проспекте).

В 1955-1957 годах особняк Кшесинской соединили двухэтажным переходом с соседним домом известного предпринимателя и благотворителя барона Василия Бранта,

Комплекс зданий занял Музей революции, а в настоящее время в этих зданиях располагается Музей политической истории России. К сожалению, от прежних интерьеров почти ничто не сохранилось. Восстановлены лестница с балюстрадой и ротонда, белый зал и зимний сад. Подлинными является наборный паркет и плиточный пол в Зимнем саду.

ГОРОДСКАЯ ЛЕГЕНДА

- Согласно одной из легенд, под Невой между домом балерины и Зимним дворцом был прорыт подземный тоннель, которым часто пользовались влюбленные. Отметим, что это предание явно не выдерживает критики, поскольку лишь за несколько лет до этого был построен Троицкий мост, соединяющий Петроградскую сторону с центром города и по сей день считающийся чудом инженерного искусства.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Адрес: 197046, г. Санкт-Петербург, ул. Куйбышева, д. 2-4
Петроградский район
Координаты: 59.954659, 30.325118
Станция метро: Горьковская ( 390 м.), Петроградская ( 1.5 км.), Площадь Ленина ( 1.7 км.)
Строительство: 1904—1906 годы
Архитекторы: А. И. фон Гоген
Архитектурный стиль: Северный модерн
Статус: Объект культурного наследия федерального значения. Рег. № 781510364010006

КОНТАКТЫ:
Режим работы: ежедневно 10:00 до 18:00 (кроме Пн. и Чт)
Вход: платный
Телефон: +7 (812) 313-61-63
Сайт: polithistory.ru
ОБЪЕКТ НА КАРТЕ
Сметана 2018-06-10 11:43
После захвата дома большевиками, Матильда Кшесинская надеясь отсудить свою недвижимость и вернуть ценности, подала иск в суд к руководству партии (интересно, что одним из ответчиков был указан Владимир Ульянов).. Иск был принят, но так и не рассмотрен.
Александр 2018-06-10 11:39
С балкона особняка Матильды Кшесинской 3 апреля 1917 года Владимир Ленин зачитал знаменитые «Апрельские тезисы».
Чтобы добавить комментарий необходимо
ЕЩЁ ПУБЛИКАЦИИ