войти через Google+ войти через VK
Троице-Измайловский собор | Санкт-Петербург
30.04.2018 236
изображение: InfaGrad.ru

Троице-Измайловский собор | Санкт-Петербург

Троице-Измайловский собор (Троицкий собор) — православный собор на Троицком проспекте в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга. Полное историческое наименование — Собор Святой Живоначальной Троицы Лейб-Гвардии Измайловского полка. К 1835 г. храм был готов. Здание высотой около 80 м и вместимостью до 3000 человек. В соответствии с пожеланиями духовенства, зодчий положил в основу плана собора греческий равноконечный крест.

Первая церковь на месте нынешнего собора была заложена 1 июля 1754 г. Закладку освятил архиепископ Сильвестр, а 1 июля 1756 г. он же совершил чин освящения храма. Главный придел имел посвящение Святой Живоначальной Троице; имелся и второй придел во имя св. Иоанна Воина. Постепенно здание храма ветшало, к тому же оно пострадало при наводнении 1824 г. Архитектору В. П. Стасову было предложено разработать проект нового каменного храма. При этом, образцом должна была оставаться старая деревянная церковь.



13 мая 1828 г. состоялась торжественная закладка нового каменного храма. Строительство продолжалось семь лет и велось на личные средства императора Николая I, в память командования им Измайловским полком: до своего восшествия на престол в декабре 1825 г. великий князь Николай Павлович семь лет являлся командиром второй бригады Первой гвардии пехотной дивизии, к которой относился Измайловский полк.

В 1830 г. возвели малые купола и покрыли их, по указанию Стасова, медью для долговечности. К октябрю 1831 г. возвели металлический главный купол и установили на нем крест. 23 февраля 1834 г. страшною бурею повредило главный купол и снесло с него крест. Была сорвана большая часть медной обшивки. Комиссия пришла к выводу, что ребра полосового железа, из которых состоял купол, были недостаточной жесткости, а сама конструкция была слишком тяжела. Составление проекта купола поручили гражданскому инженеру Петру Базену, который создал ставшую впоследствии классической конструкцию из деревянных радиальных ферм, которую возвели за три месяца, без лесов, методом навесного монтажа, используя лишь внутренние подмостки. Убытки Император возместил за свой счет.



К 1835 г. храм был готов. Здание высотой около 80 м и вместимостью до 3000 человек. В соответствии с пожеланиями духовенства, зодчий положил в основу плана собора греческий равноконечный крест.

В 1867 г. в Троицком соборе венчался Ф. М. Достоевский, в 1894 г. в нем отпевали А. Г. Рубинштейна.

В 1886 г. перед собором открыт памятник Славы, изготовленный из стволов 108 трофейных турецких орудий. Архитектор Д. И. Гримм, скульптор П. И. Шварц. Завершался памятник крылатой фигурой Победы с лавровым венком и пальмовой ветвью в руках. На семиметровом пьедестале памятника находились бронзовые доски с выбитыми на них наименованиями войсковых частей, участвовавших в войне 1877-1878 гг. В 1930 г. памятник был разрушен, в 2004 г. восстановлен на прежнем месте.

В 1938 г. собор был закрыт. На его месте планировалось построить, то Дом Трудящихся, то крематорий, то устроить трамвайное кольцо. Подвалы использовались в качестве овощехранилища. Снести собор до ВОВ не успели. Здание было повреждено во время артобстрелов, были разрушены металлические конструкции одного из малых куполов, которые восстановили в 1952-1953 гг. Внутреннее убранство было полностью утрачено. Здание долгое время использовалось в качестве склада, не отапливалось. В 1980-х гг. возникла идея устроить в здании храма концертный зал Консерватории, но воплощению ее в жизнь помешали залитые водой подвалы.

В 1990 г. здание было возвращено Епархии. Было восстановлено отопление, осушены подвалы, начался ремонт. Придел св. мч. Иоанна Воина освящен малым чином 22 мая 2006 г. В 2009 г. проведена реставрация фасадов. Здание храма внесено в охранный реестр ЮНЕСКО/



Архитектура, убранство

Крестообразный в плане каменный собор увенчан мощным пятиглавием. Храм построен в стиле ампир. На время освящения собор являлся крупнейшим в России. Купола расписаны золотыми звездами по голубому фону по личному указанию Николая I, данному в 1826 году: купола должны быть выкрашены наподобие куполов Архангельского собора в Москве и Тверского в Твери.

Фасады собора оформлены шестиколонными портиками коринфского ордера со скульптурным фризом. В нишах портиков находятся бронзовые фигуры ангелов работы скульптора С. И. Гальберга. Над фризом также работал Иван Леппе.

Интерьер украшен 24 коринфскими колоннами. Пилястры покрыты белым искусственным мрамором. Роспись собора производили художники А. И. Травин и Т. А. Медведев.

Полукруглый иконостас, выполненный в мастерской А. Тарасова, оформлен коринфскими колоннами и композиционно образует единое целое с надпрестольной сенью. Образа были написаны В. К. Шебуевым, А. И. Ивановым, А. Е. Егоровым, Н. А. Майковым и В. К. Сазоновым.

В 1872 году из Исаакиевского собора были переданы образа работы Т. А. Неффа и Д. Бузато. В соборе почиталась икона «Успение Пресвятой Богородицы». Иконы для боковых приделов были переданы из прежнего храма. Из первоначальной церкви были также переданы атласный иконостас И. Г. Адольского, иконы «Христос — Великий Архиерей» и «Воскресение Христово» (1738 года) с частицей мощей.

На стенах собора висели трофейные турецкие знамёна, захваченные в ходе русско-турецкой войны 1877—1878 годов, знамёна полка. В 1836 году в стены собора были вмонтированы белые мраморные доски с именами офицеров полка, погибших в сражениях при Аустерлице, Фридланде, Бородине и Кульме. В витринах хранились ключи от крепостей Карса, Баязета, Лемотика, Никополя, Адрианополя и других городов, а также мундиры августейших шефов.

К освящению собора Николаем I были подарены яшмовые сосуды в золотой оправе и яшмовая дарохранительница в виде храма с колоннами из розового агата. В храме находилась трехъярусная бронзовая люстра весом около 5 тонн, изготовленная в 1865 году («утилизирована» при закрытии собора в 1938 году).

Измайловский собор имеет подсобные помещения в подземном этаже, которые к 1990 году были затоплены водой. После проведения поэтапной реконструкции, был устроен зал, который получил название «Славянский». Зал расписан художниками творческой мастерской Владимира Куликова. Его зрительным и смысловым центром является образ Господа Вседержителя, выполненный в мозаичной мастерской Екатерины Огородниковой.



Традиции
В дореволюционное время прихожане блюли следующие традиции:
- В престольный праздник на соборной площади происходил полковой парад с окроплением знамен святой водой;
- В праздник Спаса Нерукотворного образа на Фонтанку отправлялся крестный ход для водосвятия;
- В праздник Успения Пресвятой Богородицы крестный ход шёл по окрестным улицам
- 12 октября (старый стиль) служилась заупокойная литургия, в которой участвовал весь полк, в память о битве при Горном Дубняке.

Святыни
- Крест с частицей Креста Господня и Голгофы.
- Икона с частицей мощей целителя Пантелеимона,
- часть епитрахили св. прав. Иоанна Кронштадтского;
- частицы мощей:
Матроны Московской,
Петра и Февронии Муромских,
трёх святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста,
икона Святой Троицы 1406 года, возвращенная в Россию при личном содействии В. В. Путина и переданная собору от его имени.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Адрес: 190005, Санкт-Петербург, Измайловский просп., 7А
Адмиралтейский район
Станция метро: Невский проспект ( 760 м.), Гостиный двор ( 1.2 км.), Адмиралтейская ( 1.2 км.)
Координаты: 59.916507, 30.305860
Дата строительства: 1828 — 1835 годы
Архитектурный стиль: ампир
Автор проекта: В. П. Стасов
Архитектор: В.П. Стасов
Статус: Объект культурного наследия федерального значения. Рег. № 781520346920006

КОНТАКТЫ:
Режим работы: ежедневно 9:00-19:00
Вход: свободный
Телефон:+7 (812) 251-89-27
Сайт: izmsobor.ru
ОБЪЕКТ НА КАРТЕ
Чтобы добавить комментарий необходимо
ЕЩЁ ПУБЛИКАЦИИ