войти через Google+ войти через VK
Большеохтинский мост через Неву | Санкт-Петербург
21.04.2018 151
изображение: InfaGrad.ru

Большеохтинский мост через Неву | Санкт-Петербург

Большеохтинский мост в Санкт-Петербурге — разводной мост через реку Неву, первоначально назывался Охтенский, затем Охтинский, и мост Петра Великого. Естественное название моста дала соседняя река Большая Охта. Первый из петербургских мостов через Неву с ездой понизу (проезжая часть расположена на уровне низа пролётного строения) и разводным пролетом в середине реки. Мост является памятником истории и культуры.

Большеохтинский мост находится неподалеку от Смольного собора, почти прямой дорогой к которому является Суворовский проспект, начинающийся от Невского (Староневского) проспекта. На другой стороне Невы дорога выходит к Красногвардейской площади и, пересекая реку Охта растворяется в жилых кварталах сталинской эпохи постройки.

На строительстве Охтинского моста. На снимке: 1) Помощник главного инженера профессор Передерий Г. П. 2) Военный инженер профессор Тюрин В. Г. 3) Главный инженер профессор Николаевской инженерной академии полковник Кривошеин Г. Г. 4) Председатель комиссии по надзору за постройкой моста Липский В. А. 5) Генерал — лейтенант профессор Кирпичёв К. Л. 6) Профессор Крылов А. Н. 7) Профессор Белелюбский Н. А.

Историческая справка
Трасса будущего моста через Неву в районе Охту впервые была намечена Николаем I в 1829 году, при утвержении переспективного плана Петербурга. Однако строительство постоянного моста в то время представляло неразрешимую задачу и на этой трассе функциониривал только лодочный перевоз. К 1880-м годам вопрос о строительстве моста, который бы соединил город с охтинским пригородом, стал снова активно обсуждаться в Думе. Этому всячески препятствовало лобби перевозчиков, не желавших терять доходный бизнес. Трасса будущего моста тоже неоднократно менялась. Рассматривалось два варианта: на Малую Охту от биржи Беляева к Комаровскому переулку и на Большую Охту от Пальменбахской улицы с городского берега Невы к кварталу, находящемуся между Панфиловской и Алексеевской улицами на Охтинском берегу. 16 февраля 1906 г. Николай II утвердил первый вариант трассы.

В 1900 году, когда начал строиться Троицкий мост, начались работы по подготовке места для строительства и разработке задания на проектирование. Работы по подготовке задания на проектирование заняли около года и в 1901 году был объявлен международный конкурс на проект моста. Из 16 проектов, половина которых исходила от иностранных фирм, не был выбран ни один из-за несоответствия техническим условиям. Наиболее подходящим был признан внеконкурсный проект, носивший девиз «Свобода судоходству», который был выполнен Г. Г. Кривошеиным в соавторстве с военным инженером В. П. Апышковым. В отличие от остальных работ проект предлагал устройство разводного пролёта по середине русла Невы. Проект был признан лучшим, но требующим доработки. В доработке проекта приняли участие инженеры С. П. Бобровский, П. М. Шелоумов, Г. П. Передерий.

Эскиз конкурсного проекта «Свободу судоходству»

7 апреля 1907 г. затонул пароход «Архангельск», обслуживавший перевоз от Пальменбахской набережной (около Смольного) на Охту. В результате погибло 39 человек. Трагическое событие заставило форсировать строительство. 13 мая Николай II выпускает резолюцию: «Не затягивать строительство моста». И в сентябре того же года проект утвердили с небольшими доработками.

Торжественная закладка моста произошла 27 июня (10 июля) 1909 года, в день 200-летия Полтавской битвы.Главным инженером на строительстве моста был автор проекта Г. Г. Кривошеин, а его заместителем — Г. П. Передерий. Подрядчиком работ выступила варшавская фирма «Рудзский и К°», изготовителем разводного пролёта с механизмом стал Петербургский Металлический завод. В состав исполнительной комиссии по строительству моста вошли Н. А. Белелюбский, С. К. Куницкий, академик Л. Н. Бенуа, инженер-технолог П. М. Шелоумов, С. П. Бобровский[19].

Для перевозки заранее изготовленных в стороне от оси моста пролётных строений весом каждое по 3660 тонн были использованы корпуса старых броненосцев, превращенных в огромные понтоны с водной балластировкой. В 1910 году на правом берегу Невы в теле насыпи подъезда к мосту была построена железобетонная труба, обеспечившая транспортную связь лесной биржи Беляева с рекой. Проект был разработан исполнительной комиссией по строительству моста.



Торжественное открытие моста состоялось 26 октября (8 ноября) 1911 года в присутствии министра внутренних дел А. А. Макарова и министра путей сообщения С. В. Рухлова. Некоторые строительные работы продолжались до 1913 года (украшения порталов и бронзовые доски на башнях были установлены в 1912 году).



В 1982-1983 гг. была сделана транспортная развязка у моста на правом берегу Невы с путепроводом по проекту инженеров А. Д. Гутцайта, Р. Р. Шипова и архитекторов Ю. Г. Шиндина, Н. А. Дибцева.

В 1993—1997 гг. была выполнена реконструкция моста. Проект был разработан в институте Ленгипротрансмост (инженеры. Г. Тихомиров, В. А. Паршин и В. М. Жирухин). Работы по реконструкции моста осуществлял Мостоотряд № 11 Мостостроя № 6 под руководством главного инженера Ю.Г. Павлова, а по разводному пролёту – Мостоотряд № 37 под руководством главного инженера В.Б. Ромичева. Технический надзор вели инспектора Дирекции транспортного строительства – Д.И. Мосеев и О.А. Лебедев. Для сохранения пешеходного движения на период реконструкции, в разводном пролете с низовой стороны моста был построен временный разводной пешеходный мост.



При этом было смонтировано более трех тысяч тонн металлоконструкций, уложено более 48 000 квадратных метров асфальта и около 10 000 кубометров бетона. В конструкции заменили более 25 000 высокопрочных болтов и облицевали гранитом около 4 000 квадратных метров поверхности. Масса всех металлокон-струкций составляет 8920 тонн; в том числе масса противовесов - 1065 тонн. Мост был вновь открыт для движения в 1997 году. В 2005 на мосту прекращено трамвайное движение. А в октябре 2010 года с моста окончательно убрали трамвайные рельсы.

Конструкция моста
Мост трехпролётный с центральным разводным пролетом и боковыми металлическими пролетами. Длина моста 334,75 м[2] (339,2 м[3]), ширина моста между перилами 26,5 м, из них ширина проезжей части 17,7 м и два тротуара по 4,4 м, ширина моста между перилами на разводном пролетном строении — 23,5 м и два тротуара по 2,9 м. Схема разбивки на пролеты: 134,3 + 44,7 + 134,3 м. Общий вес металлоконструкций моста составляет 8920 тонн.



Стационарные пролетные строения выполнены в виде арочных двухшарнирных ферм с затяжкой, с ездой понизу. Главная ферма арочного пролетного строения состоит из двух арочных поясов, соединенных между собой раскосами и стойками. К нижнему поясу арки прикреплены подвески поддерживающие проезжую часть фермы арочного пролетного строения жестко связаны на концах с порталами. Расстояние между двумя фермами 19,2 м. Высота ферм в середине пролета 22,6 м, на опоре 11,5 м.

Мост предназначен для движения автотранспорта и пешеходов. Проезжая часть моста включает в себя 4 полосы для движения автотранспорта. На правом и левом берегах устроены транспортные тоннели. Дорожное покрытие в пределах разводного и стационарных пролетов выполнено из литого асфальтобетона. Покрытие тротуаров на стационарных пролетных строениях лещадная плитка, разводного пролета - полиуретан. Тротуары отделены от проезжей части металлическим ограждением высотой 650 мм. Перильное ограждение металлическое с художественным оформлением, на опорах и устоях моста завершается гранитными парапетами. Для контактной сети на мосту установлено 4 опоры в клюве разводного пролета.



На левобережном устое с верховой и низовой сторон расположены спуски к воде с площадками облицованные гранитом. У правобережной опоры спуск к воде существовал до 1983 года, но был ликвидирован при строительстве магистральной автомобильной трассы по Малоохтинской набережной.

Городские легенды
Легенда о Большеохтинском кладе: золотая заклепка. Когда и почему появились такие слухи — доподлинно неизвестно. Якобы инженерами была наудачу заложена одна драгоценная заклепка из чистого золота. Чтобы ее не обнаружили, деталь покрыли тонким слоем обычного металла. Нашлось немало чудаков, пытающихся найти среди миллиона одинаковых единственную сокровенную заклепку, из чистого золота.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Адрес: 190005, Санкт-Петербург, Набережная реки Мойки
Станция метро: Новочеркасская ( 1.6 км.), Площадь Александра Невского - 1 ( 2.2 км.), Чернышевская ( 2.3 км.)
Центральный район
Координаты: 59.942620, 30.401585
Строительство: 1909—1911 годы
Дата открытия: 26 октября 1911 года
Тип конструкции: арочные двухшарнирные фермы с затяжкой, двукрылый разводной пролёт
Общая длина 334,75 м.
Ширина моста: 26,5 м.
Инженеры: Г. Г. Кривошеиным и В. П. Апышковым
Статус: Объект культурного наследия федерального значения рег. № 781711238190005

КОНТАКТЫ:
Режим работы: ежедневно
Вход: свободный
Телефон:
ОБЪЕКТ НА КАРТЕ
Чтобы добавить комментарий необходимо
ЕЩЁ ПУБЛИКАЦИИ