войти через Google+ войти через VK
Храм Воскресения Христова Спас на крови | Санкт-Петербург
06.08.2014 259
изображение: InfaGrad.ru

Храм Воскресения Христова Спас на крови | Санкт-Петербург

Собор Воскресения Христова на Крови, или храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге — православный мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова; сооружён в память о трагическом событии: на этом месте 1 марта 1881 года в результате покушения, бомбой народовольца Игнатия Гриневицкого был смертельно ранен император Александр II  (выражение на крови указывает на кровь императора). Храм был сооружён как памятник царю-мученику на средства, собранные по всей России.

Собор Воскресения Христова расположен в историческом центре Санкт-Петербурга на берегу канала Грибоедова рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью, неподалёку от Марсова поля. Высота девятиглавого храма 81 метр, вместимость собора до 1600 человек. Храм является музеем и памятником русской архитектуры.

Уже на следующий день после смерти императора было решено установить на месте его гибели временную часовню. В апреле 1881 года она была построена и простояла до весны 1883 года. Когда из губерний стали поступать пожертвования на памятник Александру II, правительство решило возвести здесь собор.



Собор был возведён по указу императора Александра III в 1883 - 1907 годах по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева), который впоследствии от строительства отошёл.

Девятиглавый однопрестольный храм на 1600 человек был заложен 6 октября 1883 года в высочайшем присутствии, еще до окончательного утверждения проекта, ибо первые три года пришлось вести работы по укреплению грунта и сооружению фундамента. В 1888 г. были начаты гранитный цоколь и стены, облицованные зигерсдорфским кирпичом десяти тонов. Колонки, карнизики, тяги и наличники делались из эстляндского мрамора. На двадцати темно-красных досках, укрепленных на цоколе, были высечены главные события и указы царствования Александра II.

В 1894 году закончилось возведение сводов и парусов, а в следующем году на столичном металлическом заводе изготовлены конструкции глав, пять из которых на фабрике А. М. Постникова покрыли особой разноцветной эмалью. 6 июля 1897 года на главном шатре высотой 81 метр был водружен крест.

Еще раньше, в 1895 году, известная мастерская Фроловых приступила — сперва снаружи, а затем внутри — к мозаичному убранству, которое обошлось казне в полмиллиона рублей. М. В. Нестеров создал эскизы для образов Нерукотворенного Спаса на западном и Воскресения на северном, Н. А. Кошелев — для Христа во Славе на южном, Парланд — для Благословляющего Спаса на восточном фасаде, В. М. Васнецов — для мозаик над входами. В храм вели двери, обитые красной медью с серебряными изображениями святых Царствующего Дома работы костромского мастера Савельева.

Снаружи, под колокольней, на месте смертельного ранения, возвышается «Распятие с предстоящими» с крестом из мрамора и гранита, перед которым горела неугасимая лампада. По сторонам размещаются иконы святых, празднуемых в день рождения и кончины убитого Императора, а также сделанные по рисункам акад. П. А. Черкасова медные гербы губерний и областей России. Под золоченым куполом колокольни была написана в мозаике часть молитвы св. Василия Великого, воплощающая покаянную идею храма.

Проект собора был выполнен в «русском стиле», несколько напоминает московский собор Василия Блаженного на Красной площади в Москве. Строительство длилось 24 года. 19 августа 1907 года собор был торжественно освящён. Все строительство обошлось в 4,6 млн. руб.

Рисунки для мозаик интерьера выполнили В. В. Беляев, Н. Н. Харламов, А. П. Рябушкин, Н. А. Кошелев, Н. П. Шаховской, А. Н. Новоскольцев и др.



Внешний вид храма Спас-на-крови  в Санкт-Петербурге
В основе композиции собора Спаса на Крови компактный четверик, который увенчан пятиглавием, причём место центральной главы занимает шатёр высотой 81 метр. Всего Спас на Крови венчают 9 глав, создающих асимметричную живописную группу, причём часть глав имеют позолоченное покрытие, а часть — эмалевое.

В основании восьмигранного шатра на его стене имеются восемь продолговатых окон с наличниками в форме кокошников. Вверху шатёр сужается, в нём прорезаны восемь выступов с окошками. Шатёр завершает фонарь, увенчанный луковичной главкой с крестом. Главка покрыта белой, жёлтой и зелёной эмалью в виде обвивающих её цветных полосок. Вокруг шатра расположены четыре луковичных купола, образуя при этом симметричную форму композиции. Все четыре купола покрыты цветной эмалью, но при этом разными рисунками. Эти купола располагаются на невысоких барабанах, имеющих размер, меньший, чем у самих куполов. В западной части собора находится колокольня завершённая куполом, что делает её похожей на колокольню Ивана Великого в Московском Кремле. У звонницы имеется восемь арочных проёмов, разделённых колоннами. Остальные три купола, меньшие по размерам, располагаются на пристройках в восточной части храма.

Архитектура храма представляет собой образец позднего этапа эволюции «русского стиля». Здание представляет собой собирательный образ русского православного храма, ориентированного на образцы Москвы и Ярославля XVI—XVII веков. Большое влияние на внешний облик храма оказала архитектура московского собора Василия Блаженного.

В декоре здания использован разнообразный отделочный материал — кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь и мозаика.



Расположение глав храма Спаса на крови
1 - глава большой апсиды, медное золоченое покрытие 
2 - глава малой северной апсиды, медное золоченое покрытие 
3 - глава малой южной апсиды, медное золоченое покрытие 
4 - северо-восточная глава, медное эмалевое покрытие 
5 - юго-восточная глава, медное эмалевое покрытие 
6 - глава центрального шатра, медное эмалевое покрытие 
7 - северо-западная глава, медное эмалевое покрытие 
8 - юго-западная глава, медное эмалевое покрытие 
9 - глава колокольни, медное золоченое покрытие

Внутренне убранство храма Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге
Внутри собор представляет собой настоящий музей мозаики, площадь которой составляет 7065 квадратных метров. Мозаика создавалась в мастерской В. А. Фролова по эскизам более 30 художников, среди которых были такие, как В. М. Васнецов, Ф. С. Журавлёв, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, В. В. Беляев, Н. Н. Харламов. Мозаичная экспозиция Спаса-на-Крови является одной из крупнейших коллекций в Европе.

В главном нефе представлена, согласно канонам, земная жизнь Спасителя, в западной части — Страсти Господни, Распятие и Воскресение, в восточной — сцены после Воскресения. Все мозаики выполнены на высочайшем художественном уровне и поражают своим органическим единством. Мастерская Дж. Нови в Генуе изготовила из разноцветного мрамора по рисунку Парланда невысокий иконостас, увенчанный тремя крестами из горного хрусталя. Четыре иконы в нем написал М. В. Нестеров, местные образа — В. М. Васнецов. Иконы в Царских вратах, отчеканенные из серебра на фабрике Хлебникова, исполнила из мозаики по эскизам Н. А. Бруни мастерская Фроловых. Фирмы Хлебникова и Фролова, работавшие по рисункам С. Ф. Комарова, поставили богатейшую утварь; в мастерской известного ювелира П. Овчинникова был сделан двухпудовый оклад из серебра с эмалевыми вставками для напрестольного Евангелия. Серебряную дарохранительницу — уменьшенную копию храма, привезли из Костромы, а другую, из яшмы и орлеца,— с гранильной фабрики в Екатеринбурге.

Особенно значительным в храме, после алтаря, было место, где произошло покушение на императора Александра. Над фрагментом булыжной мостовой была сооружена сень, особая конструкция,  которая поддерживалась колоннами из серо-фиолетовой яшмы. На вершине сени, возвышался крест из топаза. Под сенью хранятся реликвии собора – часть решетки Екатерининского канала и камни булыжной мостовой, на которые пал смертельно раненый Александр II.

Интересные факты:
- Легенда о развале СССР. Леса очень долго стояли вокруг собора. И в народе говорили, что леса будут стоять до тех пор, пока стоит советская власть. Возможно, что это совпадение. Но леса разобрали незадолго до августовских событий в Москве в 1991 году.
- Подводные кресты. Существует легенда о том, что кресты Спаса на Крови "крестились" водой канала. Говорят, что чтобы спасти их от большевиков, в советское время жители Петербурга спрятали их... на дне канала. А когда храм наконец-то стал реставрироваться, то один петербуржец, рассказал команде реставраторов о том, где сокрыты кресты храма.
- Нумерология храма. Удивительно, но даже пропорции храма Воскресения Христова символичны: высота его центрального сооружения - 81 метр, и это число было выбрано в напоминание о годе гибели государя Александра II – 1881. Второй по выcоте купол — 63 мeтра, символ возрaста убиенного императора. Символика чисел вообще свойственна православию, и ее можно найти также в избранном зодчими количестве куполов и других деталях.
- Чудо инженерной мысли. Храм изначально строился как электрифицированный, и освещали его 1689 электроламп. Мозаики в таком освещении должны были смотреться по-особенному. Кроме этого технического новшества - электричества, в храме были и другие, например, в его разноцветные куполa искусно вмонтирована систeма молниeотвода.
- Таинственная икона. Правда это или нет, никому не известно, но существует поверье, что в храме от глаз людских сокрыта таинственная икона, на которой якобы зашифрованы поворотные для истории России даты: 1917-й - год Октябрьской революции, 1941-й - год начала Великой Отечественной войны, 1953-й - год смерти Иосифа Сталина. Кроме этих дат, на удивительной иконе проступают еще какие-то символы, но пока нечеткие их очертания не дают возможности заглянуть в будущее.


ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Адрес: 191186, Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, 2Б, литера А
Центральный район
Станция метро: Невский проспект ( 510 м.), Гостиный двор ( 1 км.), Адмиралтейская ( 1.3 км.)
Координаты: 59.940126, 30.328733
Высота храма: 81 м.
Дата строительства: 1883 — 1907 годы,
Архитектор: Альфред Парланд
Автор проекта: Альфред Парланд и архимандрит Игнатий (Малышев).
Архитектурный стиль: русский стиль
Статус: Объект культурного наследия федерального значения. Рег. № 781520368460006

КОНТАКТЫ:
Режим работы: Ежедневно 11:00-19:00 (выходной - Среда), летом 10:00-20:00 (касса до 19:00)
Вход:
Телефон: +7 (812) 315-16-36
Сайт: athedral.ru
ОБЪЕКТ НА КАРТЕ
Попова Светлана 2018-04-15 12:22
Очень красивый храм. Советую брать экскурсию. Сейчас внешнее убранство в "лесах" до 2025 года. Но внутри он все так же потрясающе красив.Уникальные мозаики настолько тонкой работы, что выглядят как картины. Очень вдохновенно и возвышенно!
Чтобы добавить комментарий необходимо
ЕЩЁ ПУБЛИКАЦИИ