войти через Google+ войти через VK
Медный всадник на Сенатской площади | Санкт-Петербург
01.07.2014 335
изображение: InfaGrad.ru

Медный всадник на Сенатской площади | Санкт-Петербург

Медный всадник — памятник Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Открытие памятника состоялось 7 августа 1782 года. Памятник является самым первым памятником в Санкт-Петербурге. Памятник получил своё название (Медный всадник) благодаря знаменитой одноимённой поэме А.С. Пушкина, хотя на самом деле изготовлен из бронзы.

Модель конной статуи Петра выполнена скульптором Этьеном Фальконе в 1768—1770. Голову статуи лепила ученица этого скульптора, Мари Анн Колло. Змею по замыслу Фальконе вылепил Фёдор Гордеев. Отливка статуи осуществлялась под руководством литейных дел мастера Екимова Василия Петровича и была закончена в 1778 году. Архитектурно-планировочные решения и общее руководство осуществлял Ю. М. Фельтен.

Памятник Петру I на Сенатской площади выполнен из гранита и бронзы (176 тонн бронзы и 4 тонны железа), высота памятника 10,4 метра.



«Гром-камень» Найти подходящие камень для монумента сразу не удалось, и тогда в газете «Санкт-Петербургские ведомости» было опубликовано объявление к частным лицам, которые пожелали бы «для постановления… монумента в гору выломать и привезти сюда, в Санкт-Петербург».

Подходящий камень был указан казённым крестьянином Семёном Григорьевичем Вишняковым, поставщиком строительного камня в Санкт-Петербург, давно знавшим об этой глыбе и имевшим намерение найти ей применение для собственных нужд.

Место, где найден был Гром-камень, до сих пор точно не установлено. Известно лишь, что это было лесистое и весьма сырое место в районе деревни Лахта.



Перевозка гром-камня была уникальна и уникальна до сих пор: это перемещение самого большого монолита (самого большого не только в первоначальном виде, но даже и в конечном, отесанном) из когда-либо перемещавшихся человеком, причем монолиты сравнимой массы перемещались лишь в древности. Гром-камень был действительно грандиозен: в длину – 22 метра, в ширину – 10 метров, в высоту – 7 метров; вес его превышал 1 600 тон.



Открытие памятника Петру Великому После 16 лет работы 7 августа 1782 г. по старому стилю на огромном постаменте была торжественно установлена конная статуя молодого царя. По иронии судьбы на его открытие мастер Фальконе приглашён не был, из-за придворных интриг он был вынужден покинуть город.

Это был второй конный памятник русскому царю. В условном одеянии, на вздыбленной лошади, Пётр изображается Фальконе как законодатель и цивилизатор. Вот что писал по этому поводу сам Фальконе: «Монумент мой будет прост… Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он, конечно, был и тем и другим. Гораздо выше личность созидателя-законодателя…» Скульптор изобразил Петра в подчёркнуто динамическом состоянии, одел его в простую и легкую одежду, которая, по словам скульптора, принадлежит «всем нациям, всем мужам и всем векам; одним словом, это героическое одеяние». Богатое седло он заменил медвежьей шкурой, которая символизирует нацию, цивилизованную государем.



Постамент в виде громадной скалы — символ преодоленных Петром I трудностей, а введённая в композицию змея представляет собой остроумную находку в решении задачи по обеспечению статической устойчивости монумента. Её появление под ногами вздыбленного коня достаточно убедительно объясняется тем, что она изображает «враждебные силы». И только венок из лавра, венчающий голову, да меч, висящий у пояса, указывают на роль Петра как полководца-победителя.

На одной из складок плаща Петра I скульптор оставил надпись «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года».

Надпись на постаменте гласит: «ПЕТРУ первому ЕКАТЕРИНА вторая лѣта 1782» с одной стороны, и «PETRO primo CATHARINA secunda MDCCLXXXII» — с другой, подчеркивая тем самым замысел императрицы: установить линию преемственности, наследия между деяниями Петра и собственной деятельностью.



В день открытия памятника (7 августа 1782 года) императрица Екатерина II была неимоверно щедра и одних осыпала милостями и наградами, другим простила их провинности... Одним из прощенных императрицей в тот день был несостоятельный должник археограф И.И. Голиков. Согласно преданию, получив свободу он пришел к памятнику Петру Великому, упал перед ним на колени и в благодарность за свое помилование дал клятву посвятить остаток своей жизни изучению и написанию истории "деяний Петра". Он прожил до 1801 года и успел написать и опубликовать 30 томов "Деяний Петра Великого".

Медный всадник на Сенатской площади - не единственный памятник Петру в городе, но, бесспорно, самый известный, давно ставший символом Северной столицы.



Интересные факты: - Несмотря на принятые меры, во время пути неоднократно возникали аварийные ситуации, грозившие крахом всему предприятию. Пять раз камень срывался с транспортной машины и глубоко уходил в землю. Тем не менее все проблемы удалось успешно решить. - В честь перевозки камня была выбита памятная медаль с надписью «Дерзновению подобно. Генваря, 20. 1770». - Жители Петербурга были так удивлены видом огромной скалы, что, как тогда писали, «многие охотники ради достопамятного определения сего камня заказывали делать из осколков оного разные запонки, набалдашники и тому подобное». - Сам памятник был открыт лишь спустя 12 лет после доставки камня, 7 августа 1782 г. — к столетию вступления на престол Петра I, при огромном стечении народа, в присутствии императорской фамилии, дипломатического корпуса, приглашённых гостей и под гром оркестра с пушечной пальбой

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ Адрес: 199034, Санкт-Петербург, Сенатская площадь Станция метро: Адмиралтейская (1 км), Невский проспект ( 1.6 км.), Садовая ( 1.7 км.) Адмиралтейский район Координаты: 59.936374, 30.302218 Строительство: 1768—1770 годы Скульптор: Этьен Фальконе Материал: гранит, бронза. Высота памятника: 10,4 м. Статус: Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 781510300870006

КОНТАКТЫ: Режим работы: ежедневно Вход: бесплатно Телефон: Сайт:

ОБЪЕКТ НА КАРТЕ
Чтобы добавить комментарий необходимо
ЕЩЁ ПУБЛИКАЦИИ