войти через Google+ войти через VK
Петровские ворота Петропавловской крепости | Санкт-Петербург
24.06.2018 223
изображение: InfaGrad.ru

Петровские ворота Петропавловской крепости | Санкт-Петербург

Петровские ворота Петропавловской крепости - первые триумфальные ворота в Санкт-Петербурге, находятся в Петровской куртине между Государевым и Меншиковым бастионами. Петровские ворота являются единственным подобным сооружением, сохранившимся в Санкт-Петербурге со времени Петра I. Памятник петровского барокко.



Осенью 1707 года Пётр I приказал: "В будущем 708 году ворота делать подобные Нарвским". Государь имел ввиду строительство въездных ворот в Санкт-Петербургскую крепость. За прототип были взяты ворота, которые были построены архитектором Доменико Трезини в Нарве. Ему же было поручено создание и этого памятника.



Первые Петровские ворота с каменным основанием и деревянной верхней частью, с резным убранством были построены в 1708 году (полностью в камне перестроены в 1716—1717 г) по проекту Доменико Трезини. Арку венчает мощный аттик с полукруглым лучковым фронтоном, украшенный деревянным резным панно «Низвержение Симона-волхва апостолом Петром» скульптора Кондрата Оснера (по одной версии, перенесено с ворот 1708 года, по другой — сделано специально для каменных ворот).



В центре барельефа изображена крепость на скале, над которой кружат демоны. Языческий жрец Симон падает с облаков, низвергнутый за то, что порочил святого апостола Петра и попытался взлететь на небо. Перед крепостью – фигура полководца (возможно изображение Петра I или Александра Невского). Над всеми фигурами выше барельефа парит бог Саваоф.

Это панно символизирует победы России в Северной войне (Симон отождествляется со шведским королём Карлом XII, апостол Пётр — c Петром I). Ширина деревянного барельефа составляет 4.9 м, высота — 3.35 м.



На воротах первоначально располагалась деревянная скульптура апостола Петра с двумя ключами, по бокам от него Вера и Надежда. На фронтоне аттика выполнен горельеф с изображением благословляющего Бога Саваофа. Горельефы, с изображением воинских доспехов появились в 1730 году. В нишах помещены статуи, созданные французским скульптором Н. Пино: в левой нише ворот помещена статуя символизирующая благоразумие, в руках у неё зеркало и змея «будь мудр, как змея, и глядя в зеркало думай как есть на самом деле». В правой — храбрость, на шлеме которой изображена Саламандра.



В августе 1720 года над аркой установлен российский герб (двуглавый орёл), выполненный в свинце мастером Франсуа Вассу (до этого ворота украшал лепной алебастровый герб, раскрашенный «под дуб»). В 1723 году художник Александр Захаров и позолотчик Иван Уваров покрасили фигуру в чёрный цвет и позолотили короны, скипетр, державу, детали щита. Вес герба составляет 1122 кг или 68,5 пудов. После Октябрьской революции герб не сняли, а закрыли декоративными щитами.



Создание Герба тоже имеет свою историю. По преданию, место, где сегодня стоят ворота, определил сам царь. Он срубил две молодых березки и установил их в виде арки, обозначив место, где будет вход в крепость. В это время послышался шум крыльев, и Петр со своими приближенными увидели парящего орла. Он сел на созданную арку, что было воспринято как доброе предзнаменование. Держа птицу на руках, царь прошел через березовую арку и сел на корабль.

Фигура птицы, увенчанная царскими регалиями, расписано настолько мастерски, что и сегодня очень красива. Особенно тщательной является отделка помещенного на груди орла красного щита. На нем нанесена очень символичная картина, Георгий Победоносец, который побеждает змея. В своем выборе Россия не была оригинальна, она просто заимствовала свой герб у Византии.

Петровские ворота украшены двумя статуями, левая статуя Минерва, правая – Беллона.

МИНЕРВА (Minerva) — в древнеримской мифологии — богиня — покровительница ремесел и наук, мирной городской жизни. Происходит, возможно, от этрусской богини Менрва. У римлян входила в триаду главных капитолийских божеств вместе с Юпитером и Юноной. Богине Минерве был посвящен храм на Капитолийском холме в Риме. В аллегориях искусства Классицизма, Маньеризма и Барокко фигура Мудрости либо олицетворение Науки представлена в образе римской Минервы. У ее ног изображается книга, сова либо змея — древний символ мудрости, значение которого усиливается благодаря контаминации с логиями Иисуса: "Итак будьте мудры, как змии" (Мф. 10:16).



БЕЛЛОНА (лат. Bellona) — древнеримская богиня войны, входила в свиту Марса, богиня подземного мира. Имеет древнесабинское происхождение. Её имя произошло от bellum или duellum — «война». Также считалась матерью (варианты: дочь, супруга, кормилица) Марса. Изображалась с мечом или бичом, с факелом, в длинном одеянии, часто в центре битвы, на колеснице. Атрибут: двойная секира.



В 1756 году часть скульптурных украшений Петровских ворот сгорела при пожаре. Ворота стали разрушаться уже в 18 веке. При ремонтах их покрывали известью, а после и штукатуркой, слой которой достиг к 20 веку 15 см.

В 1941 году Петровские ворота были повреждены при военном обстреле. В 1951 году архитекторами А. А. Кедринским, А. Л. Ротачом была произведена реставрация. В апреле-мае 2008 года в крепости проводились ремонтные работы.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Адрес: 197046, Санкт-Петербург, Петропавловская крепость, 3
Петроградский район
Координаты: 59.950809, 30.320369
Станция метро: Горьковская ( 840 м.), Спортивная ( 2 км.), Петроградская ( 2.1 км.)
Строительство: 1708, 1716—1717 годы
Архитекторы: Доменико Трезини
Архитектурный стиль: барокко
Статус: Объект культурного наследия федерального значения. Рег. № 781610427160136

КОНТАКТЫ:
Режим работы: ежедневно 9:30 до 21:00
Вход: бесплатно (платное посещение выстовок и музеев)
Телефон: +7 (812) 230-64-31
Сайт: spbmuseum.ru
ОБЪЕКТ НА КАРТЕ
Попова Светлана 2018-06-24 16:24
Когда впервые видишь это грандиозное сооружение, то чувствуешь невольное благоговение перед мастерством его создателей. Выполнены они в вычурном, пышном стиле барокко. Поверхность стены обработана рустами. За счет этого до сих пор сохранился их рельеф
Чтобы добавить комментарий необходимо
ЕЩЁ ПУБЛИКАЦИИ