войти через Google+ войти через VK
Ледокол Красин | Санкт-Петербург
25.03.2018 291
изображение: InfaGrad.ru

Ледокол Красин | Санкт-Петербург

Ледокол Красинв Санкт-Петербурге (до 1927 Святогор) — арктический ледокол русского и советского флотов, с 1980-х годов — судно-музей, построенный на верфи W. G. Armstrong, Whitworth & Co. Ltd. в городе Ньюкасл в Великобритании в 1916—1917 году. В 1927 году был переименован в честь советского политического деятеля Леонида Красина (1870—1926).



Постройка
Судно для русского флота по усовершенствованному проекту макаровского «Ермака», под строительным номером 904, было заложено в начале 1916 года на стапелях английской фирмы W. G. Armstrong, Whitworth & Co. Ltd. в Ньюкасле, спущено на воду 3 августа того же года, достраивалось в Мидлсборо.



В сентябре 1916 года была сформирована команда, а 1 октября того же года ледокол был включён в список судов ВМФ Российской Империи под именем «Святогор». В марте 1917 года состоялись приёмные испытания. 3 марта 1917 года судно вышло в море, но, пройдя всего 15 миль, вернулось в порт. Капитан «Святогора», К. К. Неупокоев, рапортовал, что судно не слушалось руля, отклоняясь от курса на 40 градусов в обе стороны. 31 марта 1917 года, после некоторых переделок, на «Святогоре» был поднят Андреевский флаг. Судно было окончательно достроено 15 сентября 1917 года. Вошло в состав флотилии Северного Ледовитого океана.



На протяжении нескольких десятилетий он был самым мощным арктическим ледоколом в мире. Ледокол сразу же был использован для обеспечения проводки английских судов с военными грузами в Архангельск. Военная служба «Святогора» продолжалась недолго и закончилась в 1918 году — ледокол был затоплен на мелководье вблизи устья реки Чижовки при её впадении в Северную Двину в Архангельске. В соответствии с советской историографией, целью было перекрытие пути кораблям интервентов в Архангельск, но, как оказалось, достаточно было закрыть кингстоны и откачать воду, чтобы поднять судно.



Интервенция была предпринята Англией — союзницей России по Антанте во всё ещё продолжающейся войне с Германией. Официальной целью интервенции была защита вооружения и боеприпасов, поставленных союзниками России и хранящихся в Мурманске и Архангельске от передачи их немцам. В конце февраля 1920 года интервенты ушли, уведя с собой ледокол.

Ещё в ноябре 1919 года ледокольный пароход «Соловей Будимирович» был направлен к Канину Носу с целью закупки у ненцев мяса для голодавших жителей Архангельска, но был затёрт во льдах и вынесен в Карское море. Дрейф судна продолжался почти четыре месяца. На помощь был отправлен ледорез «Фёдор Литке», но он оказался не в состоянии пробиться сквозь льды. Большевики через Норвегию запросили в Англии «Святогор» в аренду. С помощью «Святогора» «Фёдор Литке» вывел аварийное судно на чистую воду. «Святогор» ушёл в Англию.

В декабре 1921 года советское правительство предложило выкупить ледокол у Англии. За ледокол необходимо было доплатить часть от общей цены в размере 75 000 фунтов (от общей контрактной стоимости 375 000 фунтов). К 1922 году, при активном участии известного кораблестроителя А. Н. Крылова и советского торгпреда в Великобритании Л. Б. Красина, ледокол был выкуплен.

В 1927 году ледокол переименовали в «Красин» в память советского дипломата, много сделавшего для возвращения судна в Россию.



Вскоре ледокол прославился на весь мир. В 1928 году при возвращении с Северного полюса потерпел катастрофу дирижабль «Италия». Оставшиеся в живых члены экспедиции генерала Умберто Нобиле и он сам оказались среди ледяной пустыни. Из всех судов, посланных на выручку, лишь «Красин» смог добраться до ледового лагеря экспедиции и спасти людей.



На обратном пути он оказал помощь германскому пассажирскому судну «Монте Сервантес» с полутора тысячами пассажиров на борту, которое получило пробоины, налетев на лёд. За этот героический поход ледокол был награждён орденом «Трудового Красного Знамени».

Война застала ледокол на Дальнем Востоке. «Красин» был вынужден совершить переход через Тихий и Атлантический океаны, Панамский канал, чтобы поспеть к началу навигации в западном секторе Арктики. Последняя часть его пути проходила в составе Северного конвоя PQ-15.

После перехода последовала будничная, но опасная работа в охваченной войной Арктике. За одним из караванов транспортов, ведомых «Красиным», охотился немецкий «карманный линкор» «Адмирал Шеер», и лишь чудо спасло ледокол и его караван от встречи с ним. После войны ледокол продолжает трудиться в Арктике.



В 1950-х «Красин» прошёл капитальный ремонт и модернизацию на верфях ГДР. Изменяется его облик, теперь он становится похожим на своих внуков — дизель-электрические ледоколы послевоенной постройки.



В роли ледокола «Красин» работал до 1972 года, затем ветеран ледокольного флота был передан в Морскую арктическую геологоразведочную экспедицию (МАГЭ), которая входила в состав ПГО «Севморгеология» Министерства геологии СССР. Были ликвидированы две носовые паровые машины и на их место установлены два трёхфазных турбогенератора. «Красин» из класса ледоколов был переведён в класс научно-исследовательских судов и стал использоваться для разведки нефти и газа в арктических морях.





В 1976 году имя «Красин» было присвоено новому дизель-электрическому ледоколу, построенному в Финляндии верфью Вяртсиля по заказу Советского Союза. До 1990 года этот ледокол работал в Мурманске, затем был переведён в порт Владивосток.




Капитаны «Красина»

1917 — Неупокоев, К. К.
1917 — Цвигман А. К.
1917—1918 — Дрейер Н. А.
1918 (август) — Рубинштейн А. Е.
1918—1919 — Bate C. L. (Великобритания)
1920 — O’Brien B. (Великобритания)
1920—1921 — Свердруп О. (Норвегия)
1921—1923 — Фальк-Мусс (Норвегия)
1923—1926, 1929—1930, 1931—1932 — Сорокин М. Я.
1928 — Эгги К. П.
1932, 1934 — Пономарёв П. А.
1932—1933 — Легздин Я. П.
1934—1935, 1936 — Штуккенберг Н. М.
1935—1937 — Сергиевский Д. Н.
1935—1936, 1937—1938 — Белоусов М. П.
1936, 1939 — Готский М. В.
1940—1945 — Марков М. Г.
1945—1947 — Ветров А. И.
1950 — Инюшкин Н. Ф.
1947—1951 — Пирожков И. В.
1953 — Поляков Г. Н.
1953—1960 — Макаров Б. Н.
1960—1961, 1963 — Чухчин Д. Н.
1961—1962 — Кучиев Ю. С. (и. о.)
1962, 1966—1967, 1970—1971 — Кузнецов А. П.
1964 — Хлебников Ю. К.
1965, 1976—1977 — Федосеев Ф. И.
1968—1969 — Вавилов Е. А.
1972—1973 — Громов О. А.
1973—1974 — Гайдовский Р. Р.
1974—1976 — Захаров В. В.
1976 — Лобанцев В. Г.
1977, 1978—1980 — Курзанов И. П.
1977 — Шитюк С. П.
1980—1981 — Кокорев Л. Н.
1981 — Лось Д. Д.
1981—1984 — Петроченков В. Н.
1984—1988, 1989 — Шишкин В. А.
1988 — Лукичев С. А.
1988—1989 — Васильев В. М.
1989—1990 — Барыкин А. И.
1990—1991 — Черемшанов В. И.
1991—1992 — Делицин А. А.
1994—1995 — Скорбич И. М.
1995 — Мамаев Л. Б.
1996—2001 — Бурак Л. Ю.
2002—2003 — Горбачёв В. А. (и. о.)
2004—2006 — Васильев Е. А.
2006—2007 — Савин В. А.
2008 (нач.), 2014 (январь-июнь) — Зверев О. Н. (и. о.)
2008—2014 (январь) — Пресняков Б. Н.
2014 — Крамчанинов Н. А.




ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

По судовому паспорту 1960 г., выданному при сдаче судна с верфи им. Матиаса Тезена после капитального ремонта и модернизации, «Красин» определяется как пятипалубный трёхвинтовой пароход, т.е. судно приводится в движение с помощью паровых машин, использующих энергию перегретого пара. Исторически судно имело три машины, в настоящее время – одну (две были заменены генераторами в начале 1970-х гг.).
Машина «Красина» картерная – все её движущиеся детали укрыты сплошным корпусом – картером. Для сравнения – прежние машины ледокола были открытыми (как, напр., машины крейсера «Аврора»), что создавало для машинистов во время работы дополнительный риск.




Машина ледокола «Красин» имеет следующие основные характеристики:

ТИП: Поршневая паровая машина тройного расширения «Стефенсон» производства Оттензенер Ейзенверк Вилли Х. Шликер (г. Гамбург-Альтона, ФРГ), год выпуска – 1957. В машине ледокола работает очень горячий пар, находящийся под большим давлением. Поступая в машину, он последовательно давит на поршни трёх цилиндров, при этом постепенно расширяется в объёме и теряет силу. Поршни через систему штоков и кривошипов вращают коленчатый вал (его видно в окошках картера), продолжением которого является гребной вал с насаженным на его конец винтом.




Ледокол имеет машину КОМПАУНД – оси цилиндров расположены параллельно друг другу. ДИАМЕТР ЦИЛИНДРОВ: 730, 1180 и 1900 мм. Цилиндр высокого давления самый маленький. Поскольку при дальнейшем движении пара по цилиндрам машины его объём растёт, необходимо увеличивать цилиндры. Цилиндр среднего давления больше, чем высокого, а цилиндр низкого давления – самый большой. Из этого цилиндра отработанный пар идёт в конденсатор и далее, уже в виде воды – вновь в котлы.




ХОД ПОРШНЯ: 1120 мм. Это расстояние по вертикали между самой верхней и самой нижней точками, которые может занимать поршень в цилиндре. У всех трёх цилиндров эта величина одинакова.

ВЕС МАШИНЫ: 12 890 кг.

ЧИСЛО ОБОРОТОВ В МИНУТУ: 105. Это самый максимум на полном ходу. Обычно – несколько меньше. Обороты машины регулирует подачей пара в цилиндры вахтенный машинист.Вахтенных машинистов три – старший машинист, машинист 1 класса, и машинист 2 класса. «Машинист первого класса смазывал машину, чтобы всё нормально было, машинист второго класса выполнял другие вспомогательные работы» – вспоминал красинец А.И.Чернаков, работавший на ледоколе после войны. Пар для машины и других паровых механизмов судна вырабатывают паровые котлы. После модернизации «Красин» имеет четыре таких котла производства ГДР.




ТИП: Автоматические водотрубные котлы типа «Вагнер» конструкции «ФЕБ Дампфкессельбау Хоэнтурм», 1958 г.
Что это значит? Вода (обязательно пресная!) внутри таких котлов превращается в пар в узких водогрейных трубках, вокруг которых горит топливо. Для сравнения – прежние котлы ледокола были огнетрубными – топливо горело в дымогарных трубках, вокруг которых находилась вода.
Подача топлива и воды в котлы обеспечивается автоматически с помощью пультов управления. Поэтому «Красину» больше не нужен большой штат кочегаров.

ВЕС КОТЛА: 118 т

ДАВЛЕНИЕ ПАРА: 16 кг/см². Это максимальное давление, которое может иметь пар на выходе из котлов в машину. Оно больше, чем у котлов до модернизации (12,6 кг/см²). ТОПЛИВО: мазут (самый тяжёлый, низкой очистки вид нефтяного топлива). Его подают в топки котлов автоматические насосы-форсунки. Старые огнетрубные котлы работали на угле, которые кочегары отправляли в топки вручную.



В кино
В фильме «Красная палатка» (1969) вместо настоящего «Красина» снимался ледокол «Сибиряков» — бывший финский ледокол «Яакарху»/Jaakarhu (то есть «Белый медведь»), построенный в 1926 году в Роттердаме и в 1945 году переданный Советскому Союзу в качестве репараций. Сам «Красин» после проведённых 1950-х годах в ГДР капитального ремонта и модернизации мало напоминал внешним обликом тот ледокол, что в 1928 году помог итальянским полярным путешественникам.


ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Адрес: Санкт-Петербург, Василеостровский район, 23-я линия Васильевского острова, 2
Станция метро:
Координаты: 59.927821, 30.268920
Объект культурного наследия федерального значения. Рег. № 781711206030006
Длина судна: 99,8 м
Ширина судна: 21,64 м
Высота судна: 12,61 м
Осадка судна: 7,88
Скорость хода: 9,8 узлов
Спущено на воду: 3 августа 1916 года

КОНТАКТЫ
Режим работы: ежедневно
Вход: 400–600 руб
Телефон: +7 (812) 325-35-47
Сайт: krassin.ru
Соц.сети: vk.com/club51269613
ОБЪЕКТ НА КАРТЕ
Сметана 2018-07-24 22:20
Менее популярен в отличие, например, крейсера «Аврора» и находится в стороне от туристических маршрутов. А зря! Он не менее интересен и легендарен. Находится на стоянке на Васильевском острове у Горного института.
Серяков Сергей 2018-07-24 22:15
Был на ледоколе "Красине" во время кубка мира по футболу 2018. Посетить его можно только в сопровождении экскурсовода. Я остался очень доволен, мне понравился рассказ об истории ледокола, мы зашли в каюту капитана.
Ксения 2018-04-07 10:24
Очень понравился ледокол Красин. Посетить корабль можно только в составе экскурсии, которые проводятся каждый час. Вначале показали фильм с историей Красина. Потом провели по всем помещениям корабля: каюты, мостик, кают-компания, рубка, штурманская.
Чтобы добавить комментарий необходимо
ЕЩЁ ПУБЛИКАЦИИ