«Мир» — учебный трехмачтовый корабль («фрегат» по принятой классификации учебных судов или «корабль» по парусному вооружению — судно с полным парусным вооружением), принадлежащее Государственному университету морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова (Санкт-Петербург).
«Мир» построен на верфи Гданьска в 1987 году. Длина судна 109,6 метра, осадка 6,6 метра, общая площадь парусов 2771 кв. м, высота средней мачты — 49,5 метров. Вмещает до 200 пассажиров.
В Польше были построены однотипные суда: «Дар Молодежи», «Дружба» для г. Одесса, «Мир» для г. Ленинград, «Херсонес» для г. Севастополь, «Паллада» для г. Владивосток и «Надежда» для г. Владивосток.
С момента спуска на воду в 1987 г. корабль неоднократно занимал призовые места на самых престижных парусных регатах (включая регату «Катти Сарк»). В 1992 г. выиграл большую регату, посвящённую 500-летию открытия Америки.
Считается самым быстрым парусником в мире. Официально зарегистрированная максимальная скорость под парусами — 21 узел (38,9 км/ч). В 2010 году установил рекорд средней скорости — 11,3 узла.
ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
Тип парусного вооружения «фрегат» трехмачтовый корабль
Число мачт 3
Материал корпуса сталь
Водоизмещение
Длина 109,6 м
Ширина 14 м
Осадка 6,6 м
Высота мачт 49,5 м
Число парусов 26
Площадь парусов 2771 м²
ОСТАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Силовая установка Дизель 2х570 л.с.
Автономность плавания без ограничений
Скорость рекорд 21 узла
Постоянный экипаж 55
Число практикантов 96+48
Историческая справка
В 1984 году Министерство торгового транспорта и Министерство Рыбной промышленности Советского союза, подписали контракт с Польшей на постройку четырех учебных парусных судов. В то время Польша уже имела большой опыт в постройке больших парусных судов и все необходимые условия (персонал, место, и ноу-хау) для осуществления больших проектов. Позже еще одно судно было заказано.
Польский парусник "Дар Младзежи"- судно однотипного проекта, только что заказанного корабля было построено в 1982 году. Пять лет спустя в 1987 году - первый из пяти кораблей "Дружба" (Одесса) - был спущен на воду с Гданьской судоверфи. В том же году был построен УПС "Мир". 1 декабря 1987 - флаг Советского союза был поднят на кормовом флагштоке "Мира" и затем судно благополучно дошло в порт приписки - Ленинград. Государственная Академия им. адм. С.О. Макарова (в то время Ленинградское Высшее Инженерное Морское Училище) стала его судовладельцем. Первым капитаном был В.Н. Антонов.
С 1989 по 1991 годы, судно принадлежало Балтийскому морскому пароходству, затем ГМА вновь стала судовладельцем.
С самого начала судно было спроектировано и построено как учебное судно предназначенное для прохождения плавательной практики курсантов судоводительского факультета и принимающее участие в гонках парусных судов.
В разные времена на борту судна проходили практику от 70 до 140 кадетов не только ГМА, но и других морских учебных заведений бывшего Союза, а также Англии и США. Иностранные кадеты и практиканты, которые пребывают на борту "Мира" получают бесспорно лучшую возможность для дружбы и понимания людей, из разных стран. Это также помогает ГМА Макарова развивать плодотворные связи с высшими морскими учебными заведеиями за границей.
Одной из важных особенностей судна, является участие в гонках парусных судов. Таким образом в 1988, 1989, 1991, 1993, 1996, 1997, 1998, 1999, 2001 и 2002 "Мир" принимал участие в регатах Катти Сарк, которые каждый год проводит Международная ассоциация парусных судов. Компания выпускающая виски "Катти Сарк" была главным спонсором регат. В этих регатах "Мир" выйграл различные призы в своем классе.
Но самым знаменательным событием событием было участие "Мира" в международной гранд регате Коламбус-92, посвященной пятисотлетнему юбилею открытия Америки Христофором Колумбом. "Мир" пришел к финишу абсолютным победителем. Один из важных призов был вручен экипажу Его Величеством Королем Испании Хуаном Карлосом I.
В 2000 году "Мир" принимал участие в транс-Атлантической регате "Талл Шипс 2000" устроенной Международной Ассоциацией Учебных Парусных Судов (ISTA) и Американской Ассоциацией Учебных Парусных Судов (ASTA). Несмотря на неисправность в руле, с которой невозможно было продолжать второй этап гонки, "Мир" выйграл четыре различных приза и занял четвертую позицию на финишной линии в классе "А".
В 2002 году в результате реорганизации, ISTA была переименована в STI. В 2003 и 2004 годах УПС "Мир" принимал участие в регате "Талл Шипс" и выйграл главный приз регаты - большую серебрянную тарелку. Это был беспрецендентный случай. С самого начала истории регаты, которая была начата в 1956 году, "Мир" единственное судно класса "А", завоевавшее главный приз два раза подряд.