войти через Google+ войти через VK
Летний сад в Санкт-Петербурге

Летний сад в Санкт-Петербурге

Летний сад — парковый ансамбль, памятник садово-паркового искусства первой трети XVIII века в центре Санкт-Петербурга. Сад был заложен по повелению Петра I в 1704 году и первоначально был регулярным.

Летний сад изначально создавался как летняя царская резиденция, и для его постройки была выделена часть острова Усадица: для устройства летней резиденции Пётр I выбрал «обжитую и выгодно расположенную мызу на этом месте, где располагалось имение шведского майора Эриха Берндта фон Коноу (Конау) — небольшой домик с хозяйственным двором и садом». В то время эта часть острова выполняла транспортную функцию (утрачена с прокладкой Большой Перспективной дороги)


I этап (1704—1710)
Строительство началось в 1704 году, первым строителем сада стал Иван Матвеевич Угрюмов (Иван Матвеев). Под руководством Петра I им проводились первоначальные работы:

- Создание границ сада,
- Первоначальная планировка.
- Осушение территорий, Создание твёрдой почвы. Для этого был прорыт мелиоративный канал,[6] ставший одним из основных элементов сада.
- Посадка деревьев.
- Сооружение первых фонтанов.
- Подготовка мест для первых государевых построек.
- Создание и поддержание Гаванца.
- Первые дубовые галереи коринфским ордером возводились по требованию Петра зодчим Ф. Васильевым.

Для удобства сухопутного сообщения между Новгородской дорогой и Адмиралтейством царь повелел «перебить тое речку». Плотина через Фонтанку была построена в 1705 году мастером Иваном Матвеевичем Угрюмовым.


Большое значение имели мелиоративные работы — выбранная территория не годилась даже для посадки деревьев, требовалось создать твёрдую поверхность. Для этого производились следующие действия:

- Устраивались водоёмы — каналы и пруды.
- Велись работы по укреплению почвы — деревья высаживались в саду круглый год.
- Производилась активная подсыпка территории — в течение нескольких лет из разных мест завозили землю в огромных количествах.

В 1707 году Иван Матвеевич Угрюмов (Иван Матвеев) умер в Шлиссельбурге, и наблюдение за строительством в отсутствие Петра I было поручено А. В. Кикину. Активное строительство в саду начинается с 1709 года. Построен деревянный Летний дворец . Строятся первые фонтаны, высаживаются деревья и цветы. В это время сад имеет регулярную планировку, с подстриженными деревьями. Сад стал местом проведения ассамблей, балов и фейерверков. Он был закрыт для публики, попасть туда было возможно лишь по приглашению Петра.

Летний сад

II этап (1710—1716)
Вырыт Лебяжий и Поперечный каналы. Территория делится на Первый и Второй Летние сады. Возводится каменный Летний дворец с гаванцем и Людскими покоями (архитектор Д. Трезини, 1712), павильон Грот (архитектор А. Шлютер, 1713—1725), Большая оранжерея, Зеленые кабинеты, Люстгаузы, Огибные аллеи, три галереи на берегу Невы. Для украшения сада заказываются, в основном в Венеции, мраморные скульптуры. Во Втором Летнем саду устроен Карпиев пруд и две «этуали». За Большой оранжереей, у Фонтанки в Красном саду, расположены огороды и теплицы. С 1712 г. работы проводит садовник Ян Роозен, который проработал в Летнем саду более 13 лет (1712—1726). Композиция сада выполнена в традициях голландских регулярных садов.

 

III этап (1716—1725)

В 1716 году в Петербург приезжает французский архитектор Жан Батист Леблон, ученик А. Ленотра, который был хорошо известен в Европе своими сочинениями о регулярных садах и лабиринтах Версаля. В 1715 году Петру привезли одну из его книг — «Практика господина Леблона об огородах». Жан Батист Леблон выстраивает композицию Летнего сада, основываясь на презентативных принципах регулярных французских садов, где одним из характерных приемов является глубина ландшафта и насыщенность садовыми сооружениями. По-новому решается внутреннее пространство четырёх центральных боскетов на главной аллее. Внутри них Леблон предложил расположить разнообразные «садовые затеи», а вдоль Лебяжьего канала, сооружённого в 1716 году, устроить огромный цветочный партер с фонтаном в середине.

Работы проводил архитектор М.Земцов. Основная идея Ж. Б. Леблона — презентативность, укрупнение ключевых элементов композиции, насыщение их содержанием и большей декоративностью — была реализована. В частности, в слегка уточненном виде решены четыре боскета на центральной аллее. За Поперечным каналом устраивается садовый лабиринт, украшенный фонтанами на сюжеты басен Эзопа — масштабная композиция, занявшая главное место в планировке второго Летнего сада.

Первоначально, снабжавший фонтаны водоподъёмный механизм работал на конной тяге. В 1718 году он был заменен первой в России паровой «водовзводной машиной» конструкции французского инженера Т. Дезагюлье (Desaguliers, Theophile, 1683—1743). Вода для этой машины бралась из Безымянного Ерика, который с тех пор и стали именовать Фонтанкой.

К 1719 году основные работы были закончены. В те же годы прорыли Поперечный канал. Вытекавший из Лебяжьего, он шёл к Фонтанке, но до реки не доходил и делил сад на две почти равные части. Тогда же соединили реки Мойку и Фонтанку, и основной массив сада оказался расположенным на острове. Пруды и каналы были устроены для осушения территории сада, но в то же время они явились и декоративным его оформлением. Исключение составлял Гаванец, который был устроен у мыса, образуемого Невой и Фонтанкой, и служил для подхода к Летнему дворцу на мелких судах.

В 1718—1725 гг. был прорыт Лиговский канал из речки Лиги, вытекавшей из Дудергофских озёр. Вода шла по каналу в специальные бассейны, находившиеся на Бассейной улице (ныне — улица Некрасова). Оттуда по трубам она подавалась к водовзводным башням, обеспечивающим фонтаны Летнего сада водой.

В сад пускали только по воскресеньям, и то не всех. На посетившего сад в 1721 году Берхгольца произвёл впечатление «большой птичник, где многие птицы частью свободно расхаживают, частью заперты в размещённых вокруг него небольших клетках. Тут же содержатся и некоторые четвероногие животные, как, напр., очень большой ёж, имеющий множество чёрных и белых игл до 11-ти дюймов длинною. Из них одну я сберёг для себя. В высоком домике с восточной стороны множество прекрасных и редких голубей».

Летний дворец


IV этап (1725—1750)
Связан с работами знаменитого архитектора Ф. Б. Растрелли. Он возводит деревянный дворец (1732) для Анны Иоанновны на набережной Невы. Развивая идеи Леблона, Ф. Б. Растрелли создал необычайно нарядную и торжественную партерную композицию, завершив её уникальным сооружением — величественным каскадом «Амфитеатр» (1734—1738), украшенным фонтанами, скульптурой и резьбой. В центре партера был устроен один из самых нарядных фонтанов Летнего сада — «Коронный».

 

V этап (1750—1787)

Скульптурная группа «Амур и Психея». Неизвестный итальянский скульптор XVIII века.
Императрица Елизавета Петровна разрешила впускать публику в Летний сад «в небытность государыни» в Петербурге. Любой опрятно одетый человек имел право пройтись по аллеям. С 25 мая 1752 года сад был открыт для публики по воскресеньям и в праздничные дни. С 10 мая 1755 года Елизавета приняла решение впускать публику по четвергам. С 16 июня сад возобновил работу и по воскресеньям, а с 24 мая 1756 года публику чином ниже 2 класса вновь стали впускать только в отсутствие императрицы в Петербурге.

До 1760-х годов Нева подступала вплотную к саду (как изображено на гравюре Алексея Зубова), но для развития города потребовалось обеспечить сквозной проезд. С помощью ряжей в русле Невы была засыпана полоса шириной около 70 метров. На базе этой засыпки в течение 1763—1767 гг. была устроена свайная набережная

21 сентября 1777 году произошли буря и наводнение, которые разрушили фонтаны и павильон «Грот». Фонтаны решили не восстанавливать, как по причине экономических соображений, так и в соответствии с новыми тенденциями в садовом искусстве, к которым пристрастилась следившая за модой императрица (Екатерина II в письме Вольтеру сообщила, что она ненавидит фонтаны, считающиеся частью французских садов и тирании, заставляющей течь воду неестественным образом, поскольку является поклонницей английских садов и либерализма).[10] Акведук разобрали, освободив место для постройки Пантелеймоновского моста. Были разобраны Лабиринт и Людские покои, засыпаны Гаванец и Поперечный канал. Оба сада были объединены в большое единое пространство. «Садовые затеи» приводятся в порядок и существуют на протяжении ещё ряда лет. И только в 1787—1790 гг. окончательно разбираются. В 1798—1799 гг. на берегу Лебяжьего канала была сооружена по проекту Г. П. Пильникова терраса из тесаного камня. В 1826 году К. И. Росси построил «Кофейный домик», перестроив разрушенный в 1777 году павильон «Грот». Этот период органично включает памятники предшествующих эпох.

Летний сад

Невская ограда Летнего сада

В распоряжении от 7 июня 1770 года говорится, что поскольку:

В январе 1771 года Фельтеном была сделана деревянная модель и составлено описание к ней, в котором архитектор указал все размеры каменных частей будущей ограды, задав тем самым общие пропорции сооружения. После принятия решения о сносе в северо-западной части сада второго Летнего дворца (С. Ван-Звитен, Д. Трезини, М. Земцов, 1721—1726 годы), ограда удлинилась. Трое ворот располагались против трёх главных аллей.

После начала педагогической деятельности Фельтена в 1772 году непосредственным наблюдателем за ведением работ был Пётр Егоров и Ж. Б. Валлен-Деламот.

летний сад

Автор проекта ограды Летнего сада — Петр Егоров. В строительстве участвовали и другие архитекторы: Иван Фок, Даниил Бунш, Фельтен. Документ от 10 сентября 1770 года, направленный И. И. Бецким Екатерине II, гласит:

Весной 1771 года начались работы по изготовлению «железной решетки кузнечною и слесарною работою под краску с тремя воротами». 32 звена кованой решетки, больших ворот в центре и двух малых, справа и слева, были выкованы в 1773—1777 годах на тульском заводе купца Денисова. Решётка изготавливалась тульскими кузнечными мастерами, из её творцов известен мастер Ивашенцев

Для ограды также использовали 36 столбов из крупнозернистого карельского гранита доставленного из Финляндии. В течение пяти лет, с 1772 по 1777 год, мастера из села Путилова, Шлиссельбургского уезда, выезжали посменно в столицу: вытесывали гранитные колонны, лещадки, базы, цоколи. В 1782—1783 годах мастера изготовили гранитные вазы и урны и завершили их установку. Последние три месяца мастера работали без смен, чтобы «в поправлении своих домишков в зимнее время меж сменами побольше времени дома быть».

Всего, «для постановления на столбах железной решетки у Летнего сада» трудилось посменно 144 каменщика.

Несмотря на большое наводнение 10 (21) сентября 1777 года, строительство ограды было закончено уже в 1784 году.

Поэт К. Н. Батюшков отметил: «Взгляните на решетку Летнего сада, которая отражается зеленью высоких лип, вязов и дубов! Какая легкость и какая стройность в её рисунке». В 1824 году ученый-минералог Д. И. Соколов писал: «набережные Петербурга и решетка Летнего сада могут быть причислены к чудесам мира».

 

VI этап (XIX в.)
Сохраняется историческая планировка, зелёный массив, отдельные архитектурные сооружения, мраморные скульптуры. До середины XIX в. в саду поддерживаются шпалеры. Появляются новые сооружения. Строится Каменная терраса на Лебяжьем канале по проекту Г. П. Пильникова (1799). Архитектор К. И. Росси перестраивает павильон «Грот» в «Кофейный домик» (1826). По проекту Л. И. Шарлемань со стороны Мойки строится чугунная ограда и деревянный Чайный домик (1827). Его стены возведены из брёвен и обшиты досками, однако фасады исполнены как если бы это было каменное здание в стиле русского классицизма: дорические колонны, балюстрада, карниз с модульонами и резными украшениями. Два помещения, связанные между собой колоннадами и общей крышей, служили кладовыми, а средняя часть — укрытием от дождя для посетителей сада. В 1839 году шведский король Карл XIV передал в подарок Николаю Первому гранитную вазу, изготовленную на Эльфдаленской мануфактуре в Швеции. Ваза была установлена 10 сентября 1839 г. между прудом и южной оградой и стала ещё одним украшением Летнего сада. Она известна как порфировая ваза Летнего сада. В 1851—1855 годах скульптор П. К. Клодт установил памятник И. А. Крылову. Идея воздвигнуть памятник русскому баснописцу возникла ещё в 1844 году. Тогда же стали собирать пожертвования на его сооружение. Первоначально планировалось установить монумент на Васильевском острове между зданиями Университета и Академии наук, однако позже избрали Летний сад. В 1848 был проведён конкурс, в котором участвовали скульпторы А. И. Теребенёв, Н. С. Пименов, И. П. Витали, П. К. Клодт и П. А. Ставассер. Победителем стал проект, представленный Петром Клодтом. Моделировка, формовка и отливка выполнены в течение 1851—1853 годов, в 1854 начались работы по установке памятника. 12 мая 1855 года скульптура была установлена на пьедестале. Пьедестал из тёмно-серого сердобольского гранита украшен горельефными композициями, исполненными тем же Клодтом по рисункам А. А. Агина на сюжеты наиболее прославленных крыловских басен. На пьедестале установлена реалистично исполненная скульптура: Крылов сидит в просторном пальто на камне и держит в руках раскрытую книгу. Большие изменения коснулись фельтеновской Невской ограды. В память о спасении императора Александра II во время покушения на его жизнь 4 апреля 1866 года в Невскую ограду была встроена гранитная часовня по проекту Р. А. Кузьмина, по сторонам которой установили снятые со своих мест Малые ворота ограды (1866—1868 гг.).

 

VII этап (XX—XXI вв.)

Центральная аллея Летнего сада до реконструкции. Фото 2008 года
В 1918 году часовню закрыли, в 1930-м полностью разобрали. На месте разобранной часовни в 1930 году установили копию секции рядового звена невской ограды.


Центральная аллея. Фонтан «Пирамида». Фото 2012 г. (Один из восьми воссозданных фонтанов после реконструкции 2009—2012 гг.)
В 1941 году архитектором и исследователем Т. Д. Дубяго разработан проект восстановления Летнего сада, частично реализованный после 1945 года.

В 1971 году ландшафтным архитектором Н. Е. Тумановой составлен эскизный проект реставрации Летнего сада, предусматривающий частичное восстановление «садовых затей» и фонтанов. Проект не был осуществлен.

В 1970-х гг. на месте Большой оранжереи и боскета «Зелёный кабинет» построили Хозяйственный двор и здание ТП. В результате чего была потеряна часть поперечной аллеи, идущей от Фонтанки к Лебяжьему каналу.

В 2002 г. конкурс Госстроя Российской Федерации на разработку проекта реставрации Летнего сада выиграл ГУП Институт «Ленпроектреставрация» (директор А. Г. Белов). Работа над проектом велась совместно с компанией «Рест-Арт-Проект» (директор и главный архитектор проекта Н. П. Иванов).

В 2004 г. территория Летнего сада с Летним дворцом и Домиком Петра I вошла в состав Государственного Русского музея. Летний сад стал одним из филиалов Русского музея.

В 2008 г. Правительство Российской Федерации из федерального бюджета выделило 2,3 млрд рублей на проведение аукциона за право выполнения I этапа работ по комплексной реконструкции и капитальному ремонту Летнего сада в соответствии с проектом, разработанным институтом «Ленпроектреставрация». В результате конкурсных процедур генеральным подрядчиком всех работ стало ООО «Профиль». В течение 2009—2011 гг. были выполнены работы по реставрации мраморных скульптур и пьедесталов, реставрации порфировой вазы, изготовлению копий скульптур и пьедесталов из искусственного мрамора, реставрации чугунной ограды архитектора Л. И. Шарлеманя со стороны реки Мойки, воссозданию центральных ворот Невской ограды архитектора Ю. М. Фельтена, лечению больных деревьев, воссозданию 8 фонтанов (девятый фонтан музеефицирован), шпалер, боскетов — «Птичий двор», «Крестовое гульбище», «Менажерийный пруд», «Французский партер», воссозданию павильонов «Малая оранжерея» и «Голубятня», берсо, капитальной перестройки Хозяйственного двора, установки современных систем охраны и видеомониторинга и ряд других объектов. Из 1817 деревьев у 1550 было сделано «кронирование». В общей сложности было вырублено 129 деревьев. Из них — 97 сухих и больных деревьев и 32 из-за планировочных работ. Высажено 105 новых деревьев разных пород, 12000 мелколистных лип, более 5000 кустарников.. Работы были завершены в декабре 2011 года. В декабре 2011 года Счётная палата Российской Федерации проверила ход работ по реконструкции и капитальному ремонту Летнего сада (Проект 2009—2011 гг.). По итогам проверки Коллегией отмечена эффективная работа Государственного Русского музея и ООО «Профиль» по реализации проекта реконструкции и капитального ремонта Летнего сада в г. Санкт-Петербурге.

летний сад

После двух с половиной лет реставрации 27 мая 2012 года Летний сад торжественно открылся для посетителей.

В ноябре-декабре 2012 года Русский музей провел конкурс на разработку проекта II этапа реконструкции Летнего сада под названием: «Завершение работ по разработке проектно-сметной документации на «Реконструкцию и капитальный ремонт с элементами воссоздания ансамбля-памятника «Летний сад» и Домика Петра I на Петровской набережной», II очередь (Домик Петра I и Летний дворец Петра I)». В результате конкурсных процедур договор на проведение этих работ Русский музей подписал с компанией ООО «Профиль», которая ранее в качестве генерального подрядчика осуществляла работу по I этапу реконструкции Летнего сада (2009—2011 гг.). Стоимость разработки проекта — 117 202 070,61 рубля

 

 

Адрес: 199000, Санкт-Петербург, Дворцовая наб.
Координаты: 59.944927, 30.335241
 
ОБЪЕКТ НА КАРТЕ
Чтобы добавить комментарий необходимо
ЕЩЁ ПУБЛИКАЦИИ