войти через Google+ войти через VK
Никольский морской собор в Санкт-Петербурге
13.05.2015 499
изображение: InfaGrad.ru

Никольский морской собор в Санкт-Петербурге

Никольский морской собор (Морской собор Святителя Николая Чудотворца и Богоявления) — первый морской собор, традиционно окормлявший моряков русского флота. Один из ярчайших памятников елизаветинского барокко в церковной архитектуре. Находится в Санкт-Петербурге на Никольской площади.

Собор повлиял на топонимику города: дал свое имя площади, переулку, рынку и Старо- и Ново-Никольскому мостам, а также прежнему названию улицы Глинки. Приход храма относится к Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви, входит в состав Адмиралтейского благочиннического округа. Настоятель — протоиерей Богдан Сойко.

Прилегающая к собору территория была застроена одноэтажными казармами. В них жили служители Военно-морского ведомства. Об этом говорят названия Канонерской улицы и Канонерского переулка («канонир» или «канонер» — значит «пушкарь»). До нашего времени сохранились каменные постройки Никольского рынка, возведенные в 1788—1789 годах. Выбор места строительства собора кроме наличия свободного участка в южной части Полкового двора, определялся и близостью водных путей — Фонтанки, Екатерининского и Крюкова каналов.



В 1752 году президент Адмиралтейств-коллегии князь Михаил Голицын подал на имя императрицы Елизаветы Петровны прошение о возведении на средства морского ведомства и пожертвования нового собора «В воздаяние достойной памяти славных дел флота Российского».

Разработка проекта нового храма была поручена архитектору Адмиралтейств-коллегии Савве Ивановичу Чевакинскому. За образец православного храма был взят Астраханский собор, весьма понравившийся Петру I при посещении нижневолжского города. Он вознамерился построить такой же в Санкт-Петербурге, но преждевременная кончина императора помешала исполнению задуманного. Однако сходство этих соборов ограничивается, пожалуй, лишь пятиглавием. Это было редкостью для Петербурга того времени, поскольку уже пол столетия храмы строились по образцу Петропавловского собора – одноглавые, зального типа, со шпилем на колокольне. Появление во времена Елизаветы Петровны пятиглавых храмов рассматривалось как возвращение к русской православной традиции.



Первый проект собора был подан Саввой Ивановичем в мае 1752 года. Первоначально он планировался значительно меньше нынешнего, но частые наводнения заставили внести изменения, чтобы собор не страдал от излишней воды. Было решено поднять собор, настолько, чтобы во время наводнений пол не покрывался водой. Это заставило изменить и размеры здания, чтобы соблюсти симметрию и пропорции. Измененный проект был одобрен, и 15 июня 1753 года по повелению Елизаветы Петровны архиепископ Санкт-Петербургский Сильвестр (Кулябка) совершил закладку каменного храма.

Савва Иванович Чевакинский предусмотрел постройку православного храма «в два апартамента» (в два этажа) со сводами, имеющего форму равноконечного креста. Здание изящно декорировали колоннами, установленными по три на высоких постаментах. Церковь венчали пять великолепных башен с позолоченными куполами и ажурными крестами, из коих центральная восьмигранная — чуть выше боковых - четырехгранных. Деньги на постройку было приказано выделить из «мостовых сумм», однако их оказалось недостаточно, поэтому оставшуюся часть взяли из адмиралтейских сумм. Вся церковная утварь также была приобретена Адмиралтейств-коллегией.



Никольский морской собор строился как «морская полковая церковь» в период с 1753 по 1762 года на морском полковом дворе на месте деревянного храма по проекту архитектора Адмиралтейств-коллегии С. И. Чевакинского. Собор вмещает около пяти тысяч человек одновременно. Отдельно стоящая четырёхъярусная, завершенная высоким шпилем колокольня возведена в 1755—1758 годах. Крестообразное в плане здание Никольского морского собора украшено коринфскими колоннами, собранными в пучки, лепными наличниками, широким антаблементом и увенчано золочёным пятиглавием. Богатую пластику фасада дополняют балконы с узорными коваными решётками.



Написание образов для иконостаса нижнего храма было поручено Мине Колокольникову. Предполагалось написать 42 образа, но сюжеты их были не так сложны и не так велики, как в верхнем храме. Как только строительство было завершено и подготовлен сам иконостас иконы были доставлены в храм и помещены в иконостас. Резные иконостасы, выполненные в едином стиле, для верхнего и нижнего храмов были изготовлены группой адмиралтейских резчиков во главе с Игнатием Филимоновичем Канаевым. Обилие колонн, украшенных гирляндами цветов, каннелюрами, заполненными убегающими вверх ростками, коринфскими капителями перекликаются с пышной наружной отделкой храма. Работа по установке иконостасов была полностью окончена в обоих храмах к середине 1760 года.



Иконы написаны на досках в стиле, характерном для убранства Петербургских храмов XVIII века, и являются типичным примером соединения приемов иконописи со светской западноевропейской живописью. Кроме того в иконостасе верхнего храма ясно читается государственная тема. В правой части иконостаса среди храмовых икон расположен образ св. ап. Петра напоминающего о Петре Великом, а в левой части – находятся иконы небесных покровителей императрицы Елизаветы Петровны – святой Елисаветы; наследника цесаревича Петра Феодоровича (будущего Петра III) – святого Иануария (по дню рождения) и супруги его Екатерины Алексеевны (будущей императрицы Екатерины II) – святой Екатерины, а также икона святителей Климента Римского и Петра Александрийского – на день их памяти приходится восшествие на престол Елизаветы Петровны.



К 1756 году начались работы по наружной отделке храма. Сложности вызывало изготовление металлических конструкций для глав храма. Для их заказа архитектор лично ездил в Тулу к владельцу железноделательных заводов П. А. Демидову, который оказал всяческую поддержку этому делу. К осени 1760 года на храме были водружены кресты.

Особо торжественным был задуман верхний храм. Были установлены резные врата, напоминавшие золотое кружево, сделана проповедническая кафедра, с которой в древние времена зачитывались царские указы и объявления о победах русского флота, устроено «царское место», украшенное золотой резьбой и обитое темно малиновым бархатом.



В парусах центрального барабана, вместо традиционного изображения евангелистов помещены Российский императорский герб, поддерживаемый ангелами – в северо-восточном и юго-западном; и вензель Елизаветы Петровны «Е I» - в юго-восточном и северо-западном. В самом барабане под световыми окнами уже позже были написаны изображения четырех евангелистов и четыре живописных сюжета: Преображение Господне, восхождение на огненной колеснице пророка Илии, Воскрешение Лазаря и Исцеление расслабленного.

Паникадило было привезено из Нюрнберга и было сделано из меди. Золотили паникадило уже в Петербурге. Прямо под ним парит ангел с пальмовой ветвью и венцом в руках. В первом ярусе расположены литые скульптуры Спасителя, Иоанна Предтечи и четырех евангелистов. Высота фигур около 35 сантиметров. Во втором ярусе помещены 6 ангелов, а в третьем – шесть урн с пламенем. Венчает конструкцию стоящий на облаке ангел.



Нижняя трёхпридельная Никольская церковь освящена во имя святого Николая Чудотворца, который традиционно считается покровителем плавающих и путешествующих, верхняя однопрестольная церковь — во имя Богоявления Господня. В них сохранились резные иконостасы XVIII века, исполненные И. Ф. Канаевым и С. Никулиным. Образа написали братья Колокольниковы: Федот в верхней, Мина в нижней церкви.

Престол верхней церкви был освящен 20 июля 1762 года в присутствии императрицы Екатерины II, которая повелела именовать новопостроенную церковь собором; в нём отмечались победы российского флота. Главная святыня собора — греческая икона святителя Николая Чудотворца XVII века с частицей его мощей — находится в нижнем храме.



В саду перед храмом, в 1908 году был воздвигнут Цусимский обелиск в память о погибшем в Цусимском сражении экипаже броненосца «Император Александр III». Памятник создан по эскизу полковника князя М. С. Путятина.

При соборе с 1870 года действовало благотворительное общество со школой, больницей, приютом и женской богадельней. После Октябрской революции 1917 года Никольский морской собор не закрывался и в 1941—1999 годах был кафедральным. В помещении, устроенном на хорах собора, жили митрополиты Ленинградские Алексий (Симанский) (с начала 1941 года, включая период блокады Ленинграда) и Григорий (Чуков) (до ноября 1950 года).

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Адрес: 190068, Санкт-Петербург, Никольская площадь, 1/3А
Адмиралтейский район
Станция метро: Садовая ( 1.4 км.), Спасская ( 1.5 км.), Сенная площадь ( 1.6 км.)
Координаты: 59.922487, 30.299984
Строительство: 1753 — 1762 годы
Конфессия: Православие
Автор проекта: С. И. Чевакинский
Архитектор: Савва Иванович Чевакинский
Архитектурный стиль: Русское барокко
Статус: Объект культурного наследия федерального значения. Рег. № 781520339170006

КОНТАКТЫ:
Режим работы: ежедневно 6:45 - 20:00
Вход: бесплатный
Телефон: (812) 714-70-85
Сайт: nikolskiysobor.ru
ОБЪЕКТ НА КАРТЕ
Чтобы добавить комментарий необходимо
ЕЩЁ ПУБЛИКАЦИИ